История "братской любви" русских к украинцам: Расстрелянный съезд кобзарей

Переглядів: 517
История "братской любви" русских к украинцам: Расстрелянный съезд кобзарей В мережі

Сегодня подонки из-за поребрика в нашем Крыму развесили сталинские хари и удивляются, почему украинцы не любят русских..

ЛЮДИ ВНЕ ЗАКОНА
Старцы с бандурами и лирами ходили по украинским городам и весям со времен Средневековья. Бродячие певцы и поэты пользовались уважением. Они рассказывали о славном прошлом народа и этим зарабатывали себе на кусок хлеба. Но в концепцию советской власти странствующие музыканты не вписались – ведь, по сути, выполняли работу не зависимых от власти журналистов.


– Были и другие причины не любить кобзарей. Советскую власть не устраивало то, что они  нигде не работали и не имели постоянной прописки – то есть не могли быть отслежены, – рассказывает профессор Харьковской академии культуры Вера Осадчая. – Cтранствующие певцы были людьми вне закона. К тому же в те годы вообще запрещалось исполнение на украинском языке недозволенных песен. А этническая музыкальная культура очень трудно поддавалась цензуре.

Кобзарско-лирниковую, не управляемую проблему, большевики способом арестов и расстрелов не смогли решить – слишком много было в 20-х годах в Украине кобзарей, очень любили и уважали их люди издавна. И ЦК ВКП (б) решает изменить тактику – «спускает» на места аж четыре постановления: «О запрете попрошайничества», «Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД», «Об утверждении репертуара в учреждениях НКО» (народного комиссариата просвещения), «Положение об индивидуальной и коллективной музыкадьно-исполнительной деятельности». Теперь кобзарей уже не расстреливали на месте, как раньше, их закрывали в холодной, не давая есть-пить, а инструменты уничтожали.

Но и это помогало мало. Тогда кобзарей, как «неисправимый националистический элемент», начали беспощадно ругать в прессе. Газеты запестрели заголовками: «Против кобзы – радио Днепрогэса!», «Внимательнее контролируйте кобзарей!», «Кобза – музыкальная соха!», «Кудесница-гармошка становится и в определенной степени уже стала настоящим средством воспитания масс!». Народу, который испокон веков любил кобзарское искусство, силой навязывают не только «кудесницу-гармошку», но и «кудесника-баяна», «кудесницу-домру» и «кудесницу-балалайку», обязывая музыкальные фабрики Украины производить их сотнями, и тысячами!

К травле кобзарей подключают и украинских писателей. Так, Юрий Смолич писал: «Кобза таит в себе полную опасность, ибо слишком крепко связана с националистическими элементами украинской культуры, с романтикой казацкой и Сечи Запорожской. Это прошлое кобзари пытались непременно воскресить. На кобзу давит средневековый хлам жупана и шаровар ». Николай Хвылевой призывал положить конец «закобзаренню Украина», «выбивать кругом закобзаренную психику народа». И всех превзошел, пожалуй, Бажан своей поэмой «Слепцы», в которой называет кобзарей «нытиками», «вонючими выкидышами», а основу их репертуара – народный украинский героический эпос – «старорежимными проклятыми песнями».

Впрочем, не все деятели украинской культуры пошли на поводу у НКВД. Павло Тычина не стеснялся позировать перед объективом фотоаппарата с «патриархально-националистической» кобзой, а Максим Рыльский в эти проклятые годы грудью стал на защиту украинского кобзарства. Простое восхищения «старосветской» кобзой-бандурой органы как-то уже простили, а вот Максиму Фаддеевичу – нет, еще на протяжении десятилетий вынашивали планы не только духовного, но и физического его уничтожения. И не только Максима Рыльского. Органы делают невыносимой жизнь художников и фольклористов, исследователей кобзарского искусства Николая Домонтовича, Порфирия Мартыновича, Климента Квитки, Афанасия Сластиона, писателя и кобзаря Гната Хоткевича, снимают с должности директора Днепропетровского исторического музея, «кобзарского отца» Дмитрия Яворницкого …

Однако «выбить колом закобзаренную психику» украинского народа большевикам никак не удавалось. Тогда прибегли к чисто иезуитских методов укрощения вольнолюбивого украинского кобзарства. Часть кобзарей, которые «запятнали» своей крестьянско-пролетарские биографии участием в национально-освободительной борьбе, начали загонять в «колхозы» – капелл, ансамблей, квартетов, трио, где, как говорит кобзарь и священник из США Сергей Киндзерявий-Пастухов:
« народный бард превратился в политического пидбрехача коммунистической партии, а капеллы, куда насильно загоняли певцов, стали базой их перевоспитания ». Других кобзарей комиссариаты образования и органы НКВД заставляли творить «песни» и «думы», которые превозносили бы советскую действительность …

ТРИСТА УЧАСТНИКОВ

Апогеем борьбы с украинским фольклором стал расстрелянный съезд кобзарей. История не сохранила ни точной даты этого события, ни даже в каком году это произошло. По разным данным, в январе-феврале 1931-го, 1933 или 1934 года.

– Был ли он на самом деле и что именно там произошло – неизвестно, – говорит исследователь темной страницы украинской истории руководитель Харьковского кобзарского цеха Кость Черемский. – Мы пять лет провели в архивах СБУ, но так  ничего и не нашли. Хотя и не теряем надежды, что правда всплывет рано или поздно.

Исследователи предполагают, что главные документы о съезде кобзарей хранятся в архиве КГБ в Москве. Доподлинно известно, что подготовка к конгрессу велась с 1927 года. Из документов того времени следует, что в оргкомитет по подготовке мероприятия входили известные в то время деятели культуры – Хоткевич, Ревуцкий, Вышенский, Колотай и другие.

Выбор Харькова вполне логичен. В начале 30-х годов там располагались все органы управления молодой Украинской Республики, в том числе НКВД. К тому же кобзарей в Харьковской и Полтавской областях было больше всего.

Как старцев уговорили приехать на официальное мероприятие, до сих пор непонятно. Но известно, что на съезд в Харькове было заявлено более трехсот участников. Однако по неизвестным причинам событие перенесли. На несколько лет.

“ЧУВСТВУЕМ, ЧТО ЕДЕМ НА СМЕРТЬ”

Исследователи вопроса по крупицам собирали информацию о съезде. Вере Осадчей посчастливилось поговорить с косвенным очевидцем тех событий.

– Кобзарь Анатолий Парфиненко как-то рассказал мне, как однажды отправился в Полтаву – учиться думам. Он случайно попал в поезд, на котором ехали слепые кобзари, – вспоминает профессор. – Старцы тогда сказали ему: “Чувствуем, что нас везут на смерть. Никому не говори, что ты кобзарь, быстро выходи из поезда!” Парфиненко так и сделал. Спасло его только то, что ехал без инструмента.

Где и как погибли 337 делегатов съезда, осталось загадкой. По одной из версий, кобзарей вывезли в  тюрьму на Холодной Горе, там расстреляли, а трупы по железной дороге вывезли в район Казачьей Лопани (сейчас это приграничный с Россией поселок). По другой – хватали и расстреливали поодиночке. Есть и третья версия – ее придерживаются авторы фильма “Поводырь”, который посвящен расстрелянному кобзарскому съезду: украинских “гомеров” взорвали всех вместе.

Имеется косвенное подтверждение, что эта карательная акция не выдумка. Очередной кобзарский съезд советские власти созвали перед самой войной, и тогда на форум еле-еле собрали несколько десятков делегатов.

Пожалуй, “расстрельный съезд” поставил точку на классическом украинском  кобзарстве. Позже кобзари пели на официальных советских мероприятиях, и репертуар их был полностью согласован с властями: победа революции, социализм, Ленин, Сталин…

– Некоторые певцы искренне в это верили, сочиняя частушки и песни, а некоторых  принуждали это делать, – вздыхает Вера Осадчая. – Мол, вы живете в колхозе, почему бы о колхозе думу не написать? Парфиненко спел мне “Думу о сестре и брате”, но предупредил при этом: “Никому не говори, а то будет плохо и мне, и моей семье”.

12789855
Монумент погибшим кобзарям

Существует много личных свидетельств, тех событий. Но документов нет. Это дает основание многим сомневаться в этом.

Вся информация об этом была так тщательно засекречена, что до сих пор нет единого мнения: а был ли конгресс на самом деле.
источник1
источник 2
Также см. ТУТ
Также см. Воспоминание Дмитрия Шостаковича

А борьба с кобзарями продолжается.

Некий Виктор Дяченко пишет, что кобзари вымерли при голодоморе. Но добавляет, что их вполне могли и съесть.

Откровенно говоря, хотя доказательства не основанны на старых документах, мне они представляются вполне убедительными на фоне приведенных в статье данных о  борьбе с кобзарями и обычных действиях сталинского НКВД (+ свидетельства очевидцев). А опровержения выглядят куда более тенденциозными. Ну а во что верить вам – решайте сами.

Вполне возможно, что разные версии событий – это не совсем разные версии, а разные события в ряду уничтожения украинской культуры. Вне зависимости от того, на все ли 100% правдивы рассказы о съезде (хотя думаю, что правдивы) – борьба с культурой кобзарей очевидна. Как и ее результаты.

Ой заграй нам пісню, кобзарю, кобзарю
Таку щоб співати козаку й володарю.
Від музики той щоб линув запах полину,
Та й серце нам тішила у лиху годину.

Заграй таку пісню щоб змовкли гармати,
Та у порожній хаті не плакала б мати.
Почують цю пісню від Карпат до моря,
І не буде у Вкраїні ніякого горя.

Бо досі лише сурми грають на сполох,
Й парубків поглинає вогнерукий Молох.
Нема пісні чарівної – і стоять в обороні,
Лицарі могутні закуті у броні.

Олексій С. Желєзнов

Источник: http://oleg-leusenko.livejournal.com/5094076.html

OnPress.info
Жми «Нравится» и читай наши лучшие посты в своей ленте.

Пограничники вооружаются турецкими пистолетами
Пограничники вооружаются турецкими пистолетами
На вооружение Государственной Пограничной службы Украины принят пистолет Canik TP 9 калибра 9 Х 19 мм….
Навсегда в плену: судьба советских солдат, оставшихся в Афганистане
Навсегда в плену: судьба советских солдат, оставшихся в Афганистане
 Говорят, что война не заканчивается, пока не похоронен последний солдат. Афганский конфликт закончился четверть века назад,…
Жизнь Адольфа Гитлера после смерти
Жизнь Адольфа Гитлера после смерти
Сенсационная новость пришла от известных немецких историков Wilhelm Kaiser и Eugen Weissrussland Ими обнаружены фотоматериалы, доказывающие,…
В «ЛНР» назревает вооруженное противостояние: КОРНЕТ vs ПЛОТНИЦКИЙ?
В «ЛНР» назревает вооруженное противостояние:  КОРНЕТ vs ПЛОТНИЦКИЙ?
Пока «глава МВД ЛНР» Игорь Корнет готовил  на заседание «Народного Совета» отчет о деятельности «МВД», Плотницкий …
«Гениев осуждать нельзя». Как живет математик Григорий Перельман
«Гениев осуждать нельзя». Как живет математик Григорий Перельман
11 ноября 2002 года на одном из крупных порталов научных публикацией в интернете появилась статья петербургского математика…
5 міфів про українську мову, з якими час розпрощатися
5 міфів про українську мову, з якими час розпрощатися
Українцям вже давно час розпрощатись із цими міфами, які є не чим іншим, як наслідком імперської…
Трое неприступных. Монстры истории фортификации
Трое неприступных. Монстры истории фортификации
Их строили на века, предусматривая любые козни и каверзы противника, кроме, конечно, банального человеческого фактора. Расскажем о трёх замках, которые…
Автобусы «Динамо» за 65 лет
Автобусы «Динамо» за 65 лет
От древнего ПАЗ до современного «Мерседеса» – материал блога имени Виталия Кварцяного. Поискав на просторах интернета,…
Как Россия случайно раскрыла важное доказательство применения зарина силами Асада
Как Россия случайно раскрыла важное доказательство применения зарина силами Асада
Недавно Россия в очередной раз попыталась опровергнуть обвинения в адрес сирийских властей о применении зарина 4…
С помощью экспертизы по ДНК установили личность бойца погибшего в 2014 году.
С помощью экспертизы по ДНК установили личность бойца погибшего в 2014 году.
Боец 40-го БТрО “Кривбасс” Сергей Конопацкий погиб 29 августа 2014 во время выхода из Иловайского котла….