«Маленький мальчик нашел пулемет». Немного о садистских стишках советских детей

Переглядів: 166
«Маленький мальчик нашел пулемет».  Немного о садистских стишках советских детей В мережі

Садистские стишки – это советский народный эпос, феномен советской школоты 80-90х годов . Трагическим героем садистских стишков чаще всего являлся маленький мальчик (или девочка) – былинные персонажи, предвосхитившие героев Тарантино.



Краткое содержание этих стихов, примитивно как и весь этот мир: грубое несоблюдение правил техники безопасности при вступлении в общение с действительностью приводит к безвременной кончине окружающих, а чаще всего – самого героя. Возникшие на основе традиционных частушек, анекдотов, пародий и прозаических историй -«страшилок», стишки обычно имеют рифмованную основу, написаны четырехстопным дактилем и рифмуются как AABB, и заканчиваются трагическим событием, создающим абсурдное впечатление.

Они появились в довольно целомудренном СССР в начале 80-х ниоткуда и сразу в огромных количествах. Их повторяли дети и (реже) взрослые, а основной репертуар – около 400 канонических произведений, – быстро узнала вся страна.
По-разному объясняя колоссальную популярность и продуктивность этих коротких жутковато-смешных текстов, исследователи садистских стишков (а есть уже и такие) в основном сходятся во мнении, что садистский стишок должен интерпретироваться как жанр «альтернативного детского фольклора».

И при этом взрослое происхождение садистских стишков остается для всех несомненным – дети не могут сочинить такое:
Девушка красивая
В кустах лежит нагой…
Другой бы изнасиловал,
А я лишь пнул ногой.

Итак, родом садистские стишки из Ленинграда, как написал один товарищ, столицы культурной, духовной и наркологической этой страны, где нигилизм слезится со стен.
Существует две версии происхождения стишков.

По одной версии, в современном виде жанр создал Игорь Мальский (1957-2004 г.), который с несколькими товарищами по ЛГУ(исторический факультет) организовал в Старой Деревне «Коммуну имени Жёлтой Подводной Лодки» — один из самых известных впоследствии очагов контркультуры хиппи. Именно там в 1977 году родился этот новый жанр протестной литературы. Первые четыре садистских стишка написал сам Мальский:

Вянут цветы, сохнет трава,
Мальчик чахоточный колет дрова.
Прошлой весной — эх, всем бы так, —
В этом дворе нашел он пятак.
Снова взлетает топор в небеса,
Мальчик доволен, трясет волоса.
С присвистом лезвие в мясо вошло,
Вместе с травой детство ушло

Там же в хипповской коммуне родились первые классические шаблоны стишков.

Мальчик на озере прорубь колол,
Сзади подкрался к нему ледокол,
Долго ручонки царапали лед,
Как ни прискорбно но мальчик помрет.

Там же впервые появляется в стишках девочка

Девочка к папе на стройку пришла,
Девочка папе обед принесла.
Под шлакодавкой увидел отец,
Пару косичек и платья конец.

Стоит сказать, что в 1978 году коммуна была разогнана КГБ, а ее участников постигли всевсяческие неприятности.

По другой версии, автором первой стихотворной садюшки был художник,и детский поэт Олег Григорьев (1943 – 1992 г.).

Я спросил электрика Петрова:
Для чего ты намотал на шею провод?
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.

Оба создатели жанра, люди сложной и интересной судьбы.
Например, про Олега Григорьева и его творчество можно подробнее прочитать здесь:
http://sergeyurich.livejournal.com/609733.html
и здесь: http://sergeyurich.livejournal.com/610590.html .
(Кстати, советую пройти по ссылкам, там много чего любопытного.)

Дальше стишки уже зажили собственной жизнью. Исследователи находят их «прототипы» в фольклоре еще царской России. Причиной возникновения садистских стишков, возможно, стали слишком большие объемы официоза, пропагандистской накачки, всевозможных инструкций и нравоучительной классической литературы, превративших учебу в советской школе в ужасную скуку.
Герой стишков появлялся ниоткуда, бесстрашно шел на контакт с окружающей действительностью и уходил в никуда. Он погибал в борьбе с серостью бытия, и смерть героя была обыденна, а её описание брутально и бесстрастно:

Маленький мальчик в окошко глядел,
Встал на коленки и вниз полетел.
Вечером зимним окутал снежок
Ель, обрамленную лентой кишок…

Часто, о том что эти стишки садистские, слушатели узнавали только в самом конце повествования:

Мы втроем играли в прятки,
Димка спрятал нос, я – пятки.
Вовка закопал коленку –
Мать полгода ищет Ленку…

Впрочем, иногда садистские стишки были не лишены хеппи-энда:

Маленький Вовочка что было сил
Ручки сестричке ножовкой пилил…
Взмок бедолага, но целы ручонки,
Гвозди бы делать из этой девчонки!

Возникновение жанра садистских стишков в русской культуре исследователи связывают с переводами «Стёпки-Растрёпки» и назидательными стихами Вильгельма Буша, которые были очень популярны в дореволюционной России. Определённое влияние на становление жанра оказало и творчество поэтов-обэриутов, в частности Даниила Хармса.
Последним важным фактором в оформлении жанра стало активное муссирование темы войны и ужасов фашизма в 1960-е годы. Ещё одним источником материала для стишков стал школьный пародийный фольклор (переделки классических литературных произведений, популярных песен и т. д.).

Объясняя колоссальную популярность и продуктивность этих коротких жутковато-смешных текстов, исследователи в основном сходятся на одной позиции: садистский стишок является жанром «альтернативного фольклора», ярким отличием которого является ирония через гротескные образы, ситуации и интонации черного юмора.
Социально-политические или злободневные мотивы также проникают в садистские стишки и раскрываются в типичном для жанра остро сатирическом ключе. В некоторых стишках можно увидеть хлесткую пародию на господствующую культуру, дискредитацию всего официозного, взрослого, серьезного и т.п.

Мальчик на улице доллар нашел,
С долларом мальчик в «Березку» пошел.
Дедушка долго ходил в Комитет.
Доллар вернули, а мальчика нет.

Еще один показательный пример:

Детям страны подавая пример
Интеллигента топтал пионер,
Детский сандалик ударил в пенсне:
Смерть диссидентам в советской стране!

Ко всему этому садистский стишок превращается в жанр быстрого реагирования, предлагающий неожиданную версию «горячего» события в своем, «чернушном» формате. Так появляются стишки с нехарактерным финалом, привязывающим событие сюжета к нашумевшему факту действительности. Таков, например, построенный по известной анекдотической модели текст о знаменитой авиакатастрофе:

Маленький мальчик по крыше гулял,
Маленький мальчик змея пускал.
Дернулась нитка. Заглох вдруг мотор.
Долго в футбол не играл «Пахтакор»

При этом садистские стишки были довольно лояльны по отношению к Советской власти – строфы на политическую проблематику были редкостью и большого успеха не имели:

Дедушка в поле гранату нашел.
Сунул в карман и к райкому пошел.
Дернул колечко, бросил в окно…
Дедушка старый, ему все равно.

Или

Красная площадь, зеленые елки.
Миша у елки сломал три иголки.
Черные Волги промчались, шурша, –
Мать не дождется домой малыша.

Кроме того, садистские стишки были удивительно подцензурны и мат был в них редким гостем:

Двое влюблённых лежали во ржи
Рядом комбайн стоял у межи.
Тихо завёлся и тихо пошёл:
Кто-то в буханке пол уха нашёл…

Садистские стишки отличаются большой вариативностью сюжетов, а также вариантов одного и того же сюжета и четверостишья. Поэтому еще один знаменитый цикл про то как дети играли в Гестапо.

Дети в подвале играли в гестапо.
Зверски замучен сантехник Потапов:
Ноги гвоздями прибиты к затылку,
Но не сказал он, где спрятал бутылку.

Вариант: Потапов не выдал, Потапов молчал, Ключ на тринадцать из жопы торчал. Еще вариант: Но у Потапова все впереди, если он вытащит лом из груди.  Продолжение: Слесарь Потапов решил отомстить,холодную воду всем отключить. Маленький мальчик в ванне купался, раком варенным по ванне метался. Есть и другие варианты.

Стоит отметить, что и стишки подверглись репрессиям. В начале февраля 1993 года в Сыктывкаре в виде приложения к газете «Вечерний Сыктывкар» вышел составленный Борисом Сурановым сборничек «Детская садистская поэзия». Местные деятели народного образования были столь возмущены его содержанием, что не ограничились шумной кампанией протеста в средствах массовой информации. Главного редактора газеты «Вечерний Сыктывкар» попытались привлечь к уголовной ответственности по статье 228/1 УК РСФСР (пропаганда насилия и жестокости). А когда дело пришлось закрыть «за отсутствием состава преступления», придрались к тому, что приложение не было зарегистрировано как отдельное издание, и решением Сыктывкарского городского суда от 23 июля 1993 года главный редактор «Вечернего Сыктывкара» В. П. Шахов был подвергнут штрафу с конфискацией тиража «Детской садистской поэзии». Вот так отреагировали в Сыктывкаре на подрывную деятельность любителей «садистских стишков».

Повлияли ли как то садистские стишки на наше поколение не знаю.
Но они будут ярким воспоминанием детства.

 

———————————
Отсебятина.
Да, это тема мощная была, ответственно заявляю, как шкет из начала 80-ых. Еще про “черный гроб на колесах было”, но, это не сейчас, это .уже совсем другая история.

А это по памяти (хранит ненужное она у меня, много ненужного, включая несколько сотен телефонных номеров, логинов/паролей и пр. хлама)

Маленький мальчик на стройке гулял
В бочку с бензином случайно попал.
Стал задыхаться, и высунул нос –
Добренький дядя спичку поднес

Бл@буду, по памяти ! С тех еще времен. 

Джерело: http://peaceinukraine.livejournal.com/2801576.html

OnPress.info
Жми «Нравится» и читай наши лучшие посты в своей ленте.

СРОЧНО!Офицеры ВС РФ обратились к предателю родины к Путину
СРОЧНО!Офицеры ВС РФ обратились к предателю родины к Путину
Полковник Вооружённых сил запаса Шендаков М.А.: ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ВРАГУ РОДИНЫ И ПРЕДАТЕЛЮ…
Тупик для «ядерного поезда»: почему«Баргузин» так и останется страшилкой
Тупик для «ядерного поезда»: почему«Баргузин» так и останется страшилкой
«Ядерный поезд» — боевой железнодорожный ракетный комплекс — любимая страшилка в разговорах про стратегические вооружения, уступает, пожалуй, только…
ШОК! В “ДНР” идут кадровые чистки (ДОКУМЕНТ)
ШОК! В “ДНР” идут кадровые чистки  (ДОКУМЕНТ)
8 декабря 2017 года “глава” “Донецкой Народной Республики” – А.В.Захарченко выдал указ об отстранении от занимаемой…
СРОЧНО! Опубликована официальная статистика дезертиров в рядах боевиков “ДНР”
СРОЧНО! Опубликована официальная статистика дезертиров в рядах боевиков “ДНР”
Дезертирство в рядах «1-го армейского корпуса ДНР» стало массовым явлением. Желающих участвовать в программе СБУ «Возвращайся…
Вплавь из СССР: самый дерзкий побег, о котором долгое время молчали
Вплавь из СССР: самый дерзкий побег, о котором долгое время молчали
13 декабря 1974 года был совершен самый дерзкий и знаменитый побег из СССР. Ученый-океанолог Станислав Курилов…
В сети появилась карикатура о патриотах “ЛДНР” – “Мухосранск. Говно. Тоскливо”
В сети появилась карикатура о патриотах “ЛДНР” –  “Мухосранск. Говно. Тоскливо”
В сети появилась карикатура со стихотворением, которая описывает жизнь поклонников «русского мира». Автор в нескольких словах…
ШОК! В силовых ведомствах “ЛНР” планируется провести массовые кадровые чистки
ШОК! В силовых ведомствах “ЛНР” планируется провести массовые кадровые чистки
В управлении «МВД ЛНР» запланировано провести кадровою комиссию. Известно что будут уволены некоторые командиры подразделений «министерства»,…
Российские наемники в Сирии: не погибал, не поступал, не хоронили
Российские наемники в Сирии: не погибал, не поступал, не хоронили
Его зовут Александр Мотынга. Или звали. Две недели назад ему исполнилось 37 лет. Или уже никогда…
ЯК РОЗМОВЛЯТИ ЗІ СВІДКАМИ ЄГОВИ
ЯК РОЗМОВЛЯТИ ЗІ СВІДКАМИ ЄГОВИ
Дайте мені Біблію — і я доведу, що сатана святий». Знаєте, хто це сказав? Один із…
“Ногайская бойня” у Перекопа
“Ногайская бойня” у Перекопа
В одном из залов Третьяковской галереи в Москве выставлено полотно выдающегося русского художника Василия Васильевича Верещагина…