Світ 21 Вересня 2017 7:43Mikel

Пеппербоксы: многоствольные пистолеты прошлого

Человек всегда мечтал убивать двух зайцев одним выстрелом. А лучше не двух, а сразу двадцать. Поэтому ручное стрелковое оружие обрастало стволами, как ежик — иголками. Появились пистолеты типа «утиная лапа», двустволки, многоствольные пулеметы. В итоге эволюция пришла к многозарядному одноствольному оружию, но существовала в ней еще одна забытая ветвь, порождения которой были не слишком функциональны, зато очень красивы. Имя им — пеппербоксы

 В русском языке встречаются различные варианта транскрипции слова pepperbox — «пеппербокс», «пепербокс» и даже «пипербокс». Так как единого мнение не существует, мы пришли к выводу, что нужно использовать наиболее близкое к англоязычному оригиналу написание.

 Пеппербокс — это многоствольный пистолет с вращающимся блоком стволов. Барабана как такового у него нет, зато полревольвера укреплено на шарнире. Заряжались пеппербоксы обычно со стороны дула — как старинные кремневые пистолеты, но впоследствии появились конструкции, более близкие к револьверу, с откидывающимся механизмом и доступом к казенной части. Пеппербоксы появились в Великобритании и США примерно в 1780—1800 годах и довольно быстро распространились по всему миру. Почти каждая оружейная фирма может похвастаться хотя бы одной моделью типа «пеппербокс». Причем многие частники, стараясь перещеголять конкурентов посерьезнее, создавали такие конструкции, что впору назвать их мутантами, уродцами или еще как-нибудь позабористее.
По традиционной схеме пеппербокс имел шесть коротких стволов, ввинченных во вращающийся блок. Общими были затравочная полка и кремневый замок. Естественно, на первых порах самостоятельно блок стволов не проворачивался, его вращали рукой (причем в перчатке, поскольку только что «отработавший» ствол имел весьма некомфортную для кожи температуру). Более того, каждый раз приходилось подсыпать на полку пороха, что сводило функциональность пеппербокса по сравнению с обычными двухствольными пистолетами практически на нет.

Кремневый замок серьезно ограничивал возможности пеппербоксов. А вот появление капсюльного замка дало новый толчок этому направлению. В первую очередь проторевольвер (порой пеппербоксы называют и так) с капсюльным замком имел преимущество непрерывной стрельбы.


 


Бундельревольвер Аллена и Сербера

Страна: США
Длина: 190 мм
Длина стволов: 76 мм
Масса: 0,7 кг
Калибр: .31 (8 мм)
Нарезы: нет
Емкость магазина: 6 зарядов
Начальная скорость пули: 122 м/с

Изготовлен в Ворчестере (Массачусетс) известной американской фирмой «Аллен и Сербер». Данный образец типичен. Это весьма элегантное, компактное оружие хорошего качества. Шесть стволов изготовлены из одного куска стали, с планками между ними. Запатентованной частью оружия является механизм двойного действия с брусковым курком. При нажатии на спуск курок поднимается до тех пор, пока не открывается запирающий его крючок; тогда он опускается вниз и ударяет по капсюлю. Блок стволов вращается с помощью храповика. Доступ к механизму осуществляется путем снятия пластины с левой стороны казенной части.

Капсюли, расположенные под правым углом к стволам, закрыты плотно прилегающей заслонкой; капсюли можно заменить через прорезь справа от носовой части курка. При легком нажатии на спусковой крючок носовая часть курка отодвигается от капсюлей и стволы можно прокрутить по часовой стрелке для перезарядки.

Примерно в одно время с Алленом в Европе был запатентован другой пеппербокс — бельгийский Marriette. Европейцы оказались не столь консервативны, как американцы. Фирма Marriette делала пеппербоксы с количеством стволов от 4 до 24 (!). Несколько экземпляров последнего уродца сохранились до наших времен — иногда они всплывают на различных интернет-аукционах и уходят за ?15−20 тысяч за штуку. Как держать в одной руке 24-ствольную пушку, представить трудно: даже обычный автоматический пистолет заметно тянет к земле.

Кстати, чтобы зарядить пистолет, сделанный по патенту Мариетта, приходилось вывинчивать отдельно каждый ствол и закладывать в него патрон с казенной части. Алленовские пеппербоксы были проще в использовании: можно было снять одновременно весь блок стволов.


Бундельревольвер Мариетта

Страна: Бельгия
Длина: 184 мм
Длина ствoлoв: 71 мм
Масса: 0,7 кг
Калибр: 9,6 мм
Нарезы: нет
Емкость магазина: 6 патронов
Начальная скорость пули: 152 м/с

Многоствольный револьверный пистолет с капсюльным воспламенением конструкции Жюля Мариэтта. В 1839 г. (иногда указывают 1837 год, когда действительно были созданы первые образцы, но патент датируется 1839) бельгиец Ж. Мариэтт патентует так называемый «бундельревольвер».
Это оружие имело блок стволов, у каждого из которых в торце была ввинчена брандтрубка для капсюлей. Каждый ствол имеет четыре прямоугольные выемки в дуле для того, чтобы его можно было легче снять с помощью специального ключа. Стволы прикручены к шпинделю на неподвижной казенной части, доступ к которому обеспечивается с помощью оставленного в центре блока стволов отверстия.
При натяжении спуска, сделанного в виде кольца, блок стволов проворачивался, подставляя капсюль под ударный механизм. Одновременно взводился нижний курок, и при дальнейшем натягивании кольцевого спуска он срывался с боевого взвода, бил по капсюлю, следовал выстрел.

Помимо степени устрашения противника, европейцы уделяли внимание дизайну. И Marriette, и другие европейские пеппербоксы были украшены эффектными узорами, иногда позолочены, а спуск выполнялся в форме кольца, а не крючка. Собственно, подобные Marriette бундельревольверы выпускали все кому не лень, а в коллекциях сохранилось изрядное количество образцов, похожих на модель Мариетта, но плохо поддающихся опознанию.

Английские оружейники предпочитали систему Аллена. Оно и понятно — едва ли англичане позаимствовали бы что-то бельгийское. Аллен не успевал отслеживать копиистов его разработки.

Все бундельревольверы, как и следовало ожидать, отличались высокой скорострельностью для своего времени (естественно, при длительной перезарядке), но при этом низкой точностью боя из-за тугого спускового механизма и плохого баланса и годились для стрельбы лишь на коротких дистанциях. Их применяли в качестве оружия самообороны, в то время как револьверы Кольта и других оружейников огромными партиями закупала, например, армия.

К 1870-м от пеппербоксов отказались практически все фирмы. Даже фанат собственного изобретения Аллен перешел на производство револьверов классической конструкции. Редкие оружейники обращались к схеме пеппербокса разве что с целью достижения максимальной компактности оружия: расположение стволов прямо в барабане позволяло сократить пистолет на длину собственно дула. Но и такие случаи были единичными.

Сегодня классический револьвер кажется нам логичным и понятным. Как вообще пеппербоксы могли составить ему конкуренцию? Популярность бундельревольверов-перечниц была обусловлена в том числе и наглядной мощью. Шесть, а то и больше стволов, смотрящих на противника, — это выглядит устрашающе. И не важно, что стреляет из них только один. Ведь психологический аспект в популярности того или иного типа оружия играет немалую роль.


Французский пеппербокс типа «горизонтальная гармоника»

Десять стволов «гармоники» располагаются в одном горизонтальном ряду, а с каждым выстрелом ряд стволов сдвигается относительно ударного механизма подобно каретке пишущей машинки. Попасть во что-либо из такого оружия было очень сложно, как и удержать его от перекоса. Кроме того, подобный пистолет мог быть исключительно мелкокалиберным (0.22, например) и годился разве что для самообороны на близких расстояниях.

Чудовищные уродцы

Впрочем, оружейники не могли остановиться на пеппербоксах и револьверах. Каждый хотел выделиться и произвести нечто новое и еще более смертоносное. Так в разное время появлялись пистолеты, которые нельзя было отнести ни к какой из категорий вообще.

Например, в 1860 году американский производитель Джонс выпустил потрясающей красоты 10-ствольный пистолет 36-го калибра. Стволы располагались не по окружности, а двумя столбцами по пять штук. С двух сторон располагались две «собачки». Каждое новое нажатие на спуск «сощелкивало» собачку к следующему стволу. Таким образом, пистолет палил поочередно в Z-образной последовательности: первый правый ствол — первый левый — второй правый — второй левый — и т. д. Не так давно один из экземпляров пеппербокса Джонса был продан на аукционе за $9000.

В тех же 1860-х годах во Франции производили 30-зарядный двухствольный револьвер 22-го калибра. Барабан револьвера был двухуровневым и подавал сразу два патрона в верхний и нижний стволы, выстрел производился из обоих стволов одновременно.


Пистолет конструкции Джонса, США, 1860 год

Калибр — 0.36. Каждый «столбец» стволов имел свою собачку, которая «сощелкивалась» на одно деление вниз после каждого выстрела. Пистолет стрелял поочередно в Z-образной последовательности: первый правый ствол — первый левый — второй правый — второй левый — и т. д. В прошлом году один из экземпляров пеппербокса Джонса был продан на аукционе за $9000.

Французская фирма Лефоше в середине XIX века выпустила несколько пеппербоксов типа «гармоника». Шесть или десять стволов «гармоники» располагаются в одном горизонтальном ряду, а с каждым выстрелом ряд стволов сдвигается относительно ударного механизма подобно каретке пишущей машинки. Основным недостатком такого оружия была неточность: при стрельбе из боковых стволов было чудовищно сложно удержать пистолет в горизонтальном положении. Существовали и вертикальные «гармоники» — например, фирмы Auslands. В таких пистолетах блок из четырех стволов перемещался по вертикали.

А в Каире, в музее Abdeen Palace, хранится всем револьверам револьвер. Уникальная конструкция на базе обыкновенного «кольта» оснащена восемью (!) барабанами. Как только один шестизарядный барабан расходуется, стрелок проворачивает специальной рукоятью большое кольцо, сменяя барабан новым, — и стрельба продолжается. Сотрудники музея склоняются к тому, что это местная кустарная переделка привезенного из США «кольта».

В наши дни пеппербоксы — это часть истории (хотя и сегодня серийно производятся многоствольные ракетницы, выполненные по тому же принципу). Их можно встретить в кинофильмах, причем чаще всего не в вестернах, а в жанровых стилизациях в духе стимпанка и пост-апокалипсиса. Это легко объяснить эффектным внешним видом подобного оружия. Но скажу честно: если на меня в темном переулке направят мариеттовский пеппербокс XIX века, я вряд ли буду восхищаться его великолепным внешним оформлением и кольцеобразным спуском. Потому что оружие всегда остается оружием, как бы оно ни выглядело.

Схожі статті