
Боевые действия на Донбассе стали настоящим испытанием для всех вооруженных сил Украины, однако есть части, бойцы которых находились и находятся на линии фронта начиная с самых первых дней войны. Одна из таких частей – 3-й отдельный полк специального назначения ГУР ГШ Украины.
Свою родословную часть ведет от 10-й отдельной бригады специального назначения (10 обр СпН) ВС СССР, которая была сформирована в октябре 1962 года в городе Старый Крым. После распада Союза бригада стала сначала 1-м отдельным полком специального назначения, а с сентября 2000 года получила современное название. В июле 2003 года был передислоцирован в город Кировоград.
Нельзя не сказать, что практически все время независимости боевой подготовке уделялось совсем мало времени. Чего стоит, например, тот факт, что до 2012 года в полку не было ни одного парашюта. Мало того, по некоторым данным к началу 2014 года полк фактически имел в своем составе два отряда (батальона) вместо положенных по штату трех.
Тем не менее, даже в таком виде полк был гораздо более подготовлен, чем основная часть украинской армии. И именно поэтому стал активно использоваться в разгоравшемся конфликте на Донбассе, причем не по назначению, а для усиления штурмовых частей. Боевым дебютом для спецназовцев стала оборона Донецкого аэропорта в мае.
Как вспоминал впоследствии непосредственный участник боя, командир отделения 3-го полка специального назначения, кавалер ордена «За мужество» III степени Юрий Савельев: «Наша задача заключалась в охране аэропорта от возможных атак боевиков. Разместили нас в старом терминале, новый терминал еще продолжал работать. Особых условий у нас не было. Еды и воды не хватало, спали, не раздеваясь, прямо на полу, на плитке. Хотя использовали и «спальники», и карематы, все равно было достаточно холодно. Режим службы тоже не назовешь удачным: сутки стояли на постах, сутки отдыхали».
Бойцы 3-го отдельного полка специального назначения
После знаменитого боя 26 мая сводный отряд после нескольких дней передышки был отправлен в другую «горячую точку» - в Изюм, где они занимались совсем уж несвойственным для себя делом – сопровождали колонны в сторону Славянска и Красного Лимана. На начало июня ситуация тут была крайне напряженная – имея весьма скромные силы «стрелковцы» делали ставку на атаки воинских колонн, стараясь нанести как можно больший урон силам АТО. Занимались кировоградцы и прикрытием специалистов СБУ – так, в сбитом возле г Карачун вертолете Ми-8 погибли двое спецназовцев.
Мало кому известно, но только благодаря бойцам 3-го полка в руки боевиков не попали огромные запасы боевой техники, оружия и боеприпасов в Центре обеспечения бронетанкового вооружения (Артемовск) и Базе хранения стрелкового оружия в селе Параскеевка. Переброшенные вертолетами, спецназовцы смогли отстоять эти стратегически важные пункты. А противник предпринимал неоднократные попытки их захвата. Как вспомнил Герой Украины полковник Александр Трепак: «Мы хорошо понимали, что российские наемники постараются завладеть бронетехникой и стрелковым оружием, поэтому подготовили надежные посты и секреты, морально приготовились встречать «гостей».
Уже очень их со стороны Горловки атаковали вооруженные до зубов боевики на КАМАЗе. Однако наскока не получилось – сам грузовик был расстрелян из гранатометов, а боевики рассеяны. Тогда через несколько дней в ход пошел их главный козырь – одиночный танк Т-64 (один из первых «военторговских» в руках Гиркина-Стрелкова), пехота при поддержке миномета. Однако и тут они потерпели неудачу – быстро был подавлен миномет, пехота была отсечена, а танк подбит.
После чего попыток штурма части не было. А кто знает как развернулись бы дальше события на Донбассе, получи боевики сотни танков и сотни тысяч единиц стрелкового оружия с боеприпасами.
Дальше были тяжелейшие бои на границе, где полк понес весьма ощутимые потери. Так, 15 июля под Червонопартизанском сводная группа во время постановки боевой задчи была накрыта минометным огнем. На месте погибло 7 бойцов, еще около 40 были ранены. Фактически одним налетом была выведена из строя треть личного состава! А были еще бои под Саур-Могилой, выход из Иловайска….
Славной страницей в боевой летописи полка стали бои за Донецкий аэропорт осенью 2014 года. Тут снова проявил себя все тот же полковник Трепак, который командовал обороной «донецкой крепости» больше сорока дней.
«Я осуществлял управления подразделения из старого терминала аэропорта. Бывало такое, что на первом этапе радиосвязь отсутствовала и было необходимо подниматься выше. Даже во время обстрелов, а иногда – и пользоваться мобильным. Один раз противник подошел достаточно близко, на расстояние броска гранаты и засел в соседнем здании. Мы вызвали огонь практически на себя и террористы были уничтожены.
На территории аэропорта были здания, удерживать которые просто не было смысла. Например, «пожарка» - обыкновенный сарай, который легко простреливается из пулемета. Мы это хорошо понимали и никогда не удерживали ее, а использовали против противника. То есть создавали видимость, что там кто-то есть, забегали небольшой группой, вели по террористам огонь и быстро уходили. Почти неделю боевики расстреливали ее изо всех стволов. Только все успокоилось, мы снова имитировали, что там есть украинские войска»…
Пришлось пройти бойцам и тяжелейшие бои в Дебальцево. Ныне полк тоже находится на передовой линии, продолжая свою войну на Донбассе.