
Вот поэтому, уже в Царицыне, товарищ Артем получил срочное, безотлагательное, архиважное задание ЦК Партии и СНК: поехать на Кавказ и обеспечить доставку местных хлебных запасов через Астрахань в Царицын. Вот прямо так и звучало. Ни подробностей, ни инструкций. Мандат в зубы и выполнять - "тыж коммунист!".Ну он и поехал. Вдвоем с бойцом харьковского красногвардейского отряда Кустоляном, которого торжественно осенив мандатом произвел в секретари "уполномоченного СНК по доставке хлеба с Кавказа в Царицын".
В конце июля добрались до Астрахани, где сели на военный пароход до Порт-Петровска (Махачкала). В Петровске Артему сообщили, что железнодорожное полотно между Петровском и Грозным уничтожено горцами. Артем поехал проверять. Оказалось действительно - дорога мало того, что разрушена, но еще и распахана. Среди местных ведется антибольшевисткая пропаганда и местные считают, что красные отменят ислам и всех жен и дочерей отправят в бордели. Переговоров с местными не вышло.
Что делать? ЦК Партии и СНК в то время оправдательных отчетов не то чтобы не принимали, а просто такого не понимали в принципе.Артем посовещался с местными товарищами и у него созрел план: доставить хлеб прямо в море на баржи по Тереку.
Вышел на баркасе в море и обследовал существующие пристани. Лучше всего подходила Брянская пристань: от нее до Кизляра, где были запаса хлеба и железнодорожная ветка, всего 70 верст. По карте просто, да в реале жестко. Баржи по Тереку пройти не могли. Даже плоты не очень. Что делать?
Лес, камень и инженеры водились во Владикавказе. Артем поехал туда.Во Владикавказе Артема встретили на вокзале бойцы китайского батальона Пау Ти-сана, от которых Артем узнал, что в округе неспокойно, вот-вот полыхнет восстание в казачьих станицах. Председатель Совнаркома республики товарищ Ной Буачидзе убит на митинге в казачьей станице и товарищу Артему нужно решать свои дела очень быстро, только неизвестно с кем.
Что делать?Артем похлопал себя по затылку и придумал новый план. Бог с ним с Тереком. Местность от Кизляра до Брянской пристани ровная как стол: можно прямо на грунт накидать шпалы, проложить рельсы и притащить хлеб паровозом на пристань. Насыпь делать не надо, инженер на месте есть, рейс в один конец. Если полотно не рассыпется - хорошо, рассыпется - починим, пока первый груз хлеба в Царицын плывет. Во Владикавказе шпал и рельс нету. Шпалы и рельсы есть у Главуправления строительства Черноморской железной дороги. Комитет Управления размещается в Сочи. Значит надо ехать в Сочи.Дорога на Сочи неспокойна. Артем спросил владикавказских товарищей: "неспокойна - это как?". Товарищи ответили, что "неспокойна" в том смысле, что вообще никому неизвестно, что творится на ней сейчас, особенно от Моздока до Туапсе. Артем сказал, что
Артему повезло - в Туапсе прибыли без происшествий. В Туапсе Артем опечатал сто вагонов со шпалами, рельсами и стройматериалами и вежливо попросил по радиостанции Сочи отправить их в Кизляр. Сочи дало добро. В порту Туапсе Артем нашел 2 "морских истребителя" (катера, что ли?) и 18 моторных лодок. Он решил, что они пригодятся на Каспии, так как судя по всему, и Сочи и Туапсе сдадут. Радиостанцию Артем тоже забрал с собой. Приготовились выезжать - узнали, что в Моздоке казачье восстание и дорога перерезана. Что делать?
Правильно - становиться военачальником. Артем мобилизует местный партакатив и вооружает его. Выдвигаются к Моздоку. По пути встречают бежавших из города красноармейцев и включают в отряд. В виду города устанавливают орудие и начинают рыть позиции. Противник начинает стягивать силы. Артем идет в обход, внезапно объявляется в восставших станицах Лабинской и Воронцово-Дашковской. Зачинщиков стреляет, порядок восстанавливает. В Моздок бегут уцелевшие повстанцы и сеют панику - окружили. Восставшие в Моздоке не знают сколько красных, поддаются панике. Должны были бы бежать, но подошли подкрепления из белогвардейцев и горских банд. Кругом завязались бои.
Поехали в Петровск и узнали, что вокруг разъезжают банды Бичерахова и путь отрезан. Северный Кавказ полыхает, кругом война, хлеб вывезти нельзя, нужна срочная помощь.
Что делать?Надо ехать в Астрахань, просить подкреплений. Как ехать? Вокруг банды горцев и отряды казаков. Наступают белогвардейские части. Кратчайший путь до Астрахани: через Ставрополь на Святой крест, а оттуда через солончаковые степи 400 верст до Астрахани. Святой Крест уже окружают, там бои. На раздумья времени не было и Артем поехал.
В Святой Крест приехали 7 августа. Там Артем узнал, что фронт проходит всего в двадцати верстах по направлению к Астрахани. Пост белых занимает село на дороге. Артем созвал совещание из себя, шофера и Кустоляна. решили ночью подъехать к селу и перед самым рассветом, пока все спят, проскочить его на полной скорости.
11 августа Артем уже был в Царицыне. Он выбил для Кавказа пушки. снаряды, патроны и сильный красноармейский отряд. Стали все грузить в машины, формировать колонну. Но 13 августа было принято решение об эвакуации Царицына, Артема назначили ответственным и на Кавказ он больше не вернулся...Е.А. Кустолян оставил воспоминания о поездке. В. Туваев (Ученые записки. Киевский инж.-стр. институт, Выпуск 2. Киев, 1958) и Б. Могилевский (в ЖЗЛьной книжке) пишут, что записки лежали в Харьковском облпартархиве, откуда и пересказали. Публиковались ли они - неизвестно.