
Боевые действия на Донбассе, которые начались в апреле 2014 года, во многом обусловлено поддержкой гражданских волнений, которые неизбежно возникли на волне противостояния в Киеве в декабре 2013 - феврале 2014 годов, со стороны внешней силы - России. И наиболее выпукло это проявляется в эволюции вооруженных формирований так называемых «ЛНР» и «ДНР».
Как в силу медийной закрытости «территорий», так и постоянным «перетряхиванием» подразделений более или менее достоверные данные датированы только летом 2016 года, после этого есть глухие сведения, что в очередной раз произошли преобразования – теперь в «народную милицию», однако четких данных по структуре нет.
Итак, структура «армии ДНР» по состоянию на лето 2016 года по некоторым данным следующая: пять мотострелковых бригад - в г. Кальмиусское (Старобешевский район), Горловке, Донецке и Дебальцево. Формально каждая бригада по штату должна насчитывать 4500 человек, но реально в зависимости от подразделения численность личного состава может колебаться от 2500 до 4000 человек.
Кроме того, в боевом составе числится три отдельных бригады (артиллерийская в Донецке, две мотострелковые (в Новоазовске и Макеевке) и комендантский полк в Донецке. Что интересно, у «дончан» аж четыре батальона спецназначения и разведки (все с дислокацией в «столице республики»).
Непосредственно в Донецке также дислоцируется достаточно большое количество вспомогательных подразделений типа батальона материального обеспечения, отдельной роты радиоэлектронной борьбы. По всей оккупированной территории разбросаны также пять батальонов территориальной обороны, однако их состояние и подготовка личного состава неизвестна.
На Азовском море есть даже «военно-морской флот», который был создан в мае 2015 года из рыбацких лодок и прогулочных катеров в количестве целых пяти штук.
Силы луганской «Народной Милиции» несколько скромнее ввиду гораздо меньше территории, которую контролирует «руководство ЛНР». Это две отдельные мотострелковые бригады (г.Луганск и Алчевск), отдельная артиллерийская и танковая бригады (с дислокацией в том же Луганске), а также отдельный комендантский полк.
Особенностью «луганской народной милиции» является большое количество батальонов территориальной обороны, куда загнали всех казачков образца лета 2014 года. Их целых восемь и разбросаны они очень широко - Луганск, Ровеньки, Алчевск, Перевальск, Должанск, Хрустальный, Брянка и Антрацит.
Очень непростой вопрос и с численностью вооруженных формирований «ЛНДР». Обычно военные специалисты называют цифр отталкиваясь от численности населения - так называемые мобилизационные возможности. Однако в случае с оккупированными территориями такие цифры вывести в принципе невозможно, так как неизвестна общая численность населения после исхода в Украину и РФ лета 2014 года. Кроме того, боевики отказались от мобилизации и взяли за основу принцип контрактной армии (благо финансирование со стороны России позволяет). Поэтому все цифры носят крайне оценочный характер.
Летом 2014 года в пик активной фазы войны сами лидеры боевиков оценивали свои силы в 20 тысяч идейных добровольцев с Донбасса и около пяти тысяч - из России. Официальные украинские цифры того периода по разным причинам были далеки от реальности, хотя вполне может быть военная разведка и давала точные данные, но по понятным причинам эти данные нам пока недоступны.
Первые внятные оценки стали появляться только осенью 2015 года, когда спикер Генерального штаба Владислав Селезнев озвучил цифру в 35 тыс. боевиков, набранных из местных. Правда, уже 10 февраля 2016 г. он же стал говорить о 27 тысячах. Учитывая, что за прошедшие несколько месяцев серьезных боев не было, то совершенно непонятна убыль в 8 тысяч.
Примерно в это же время появилась и информация от Главного управления разведки Министерства обороны Украины - заместитель директора департамента Вадим Скибицкий заявил, что на Донбассе воюет 26 тысяч местных коллаборантов.
Однако это еще не все. В марте скандально известный советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк в одном из своих многочисленных интервью численность местных боевиков в рядах «армии ЛДНР» оценил в 28 тысяч. Кроме того по его словам, боевики располагают 470 танков, 205 РСЗО, около 600 тяжелых артиллерийских систем различного калибра, а также более 1000 единиц другой бронетехники.
Такой разброс в цифрах показывает, что вряд ли мы можем оперировать реальными цифрами. Скорей всего, учитывая наличие факта так называемых «мертвых душ», на сегодня можно говорить с учетом российских военнослужащих о 30 тысячном корпусе, противостоящем нам на Донбассе.