Заявление главного военного прокурора Матиоса в эфире телеканала ZIK о том, что «с 2014 года более 10 тыс. военных погибли и были ранены не из-за боевых действий» привело к настоящей буре эмоций как в СМИ, так и социальных сетях. Дошло до того, что опровергать эти данные разом кинулись как пресс-служба Генштаба, так и пресс-офицеры всех оперативных командований буквально по всем каналам коммуникаций. Были приведены вполне себе реальные цифры из которых следует, что военный прокурор попутал все что можно и за погибших от небоевых потерь сознательно или нет выдал всех военнослужащих - как погибших, так и раненых и травмированных в результате боевых действий.
Никто не говорит о том, что официальные цифры кристально честны - при том, что потери личного состава ВСУ являются одними из самых задокументированных, ведь все тела погибших в обязательном порядке попадают в гражданские морги, откуда передаются родственникам. Летом 2014 г. существовала практика захоронения неопознанных как «неизвестных защитников родины» на трех крупных кладбищах - в Днепре, Запорожье и Старобельске. Однако на сегодняшний день количество неопознанных в значительной мере уменьшилось, так как непрерывно идет процесс идентификации по ДНК.
Вопрос тут стоит больше в классификации погибших. На сегодня учет погибших в ВСУ регламентируется приказом министра обороны Украины от 28 июля 2016 года № 388, согласованного с СБУ, МВД и заместителем Генерального прокурора Украины - Главным военным прокурором. До этого, действовал другой приказ - от 2 июля 2013 № 444, который утратил силу. Основным отличием приказа от 2016 года является то, что гибель военнослужащих в ходе проведения АТО проходят отдельной строкой: «... кроме случаев гибели и ранения военнослужащих в результате ведения боевых действий или антитеррористической операции (далее учитываются по заключению судебно-медицинской экспертизы)». Кроме того, у военных есть градация гибели - «во время выполнения военнослужащими обязанностей военной службы» и «не во время выполнения обязанностей военной службы».
Все эти тонкости приводят к совершенно разным цифрам, которое выдают наши официальные органы. Так, по официальным данным Министерства обороны Украины по состоянию на 2 июня 2017 года погибло 3930 военнослужащих Вооруженных сил Украины, причем 2267 погибли на поле боя, еще 1663 - попали в число так называемых небоевых потерь. Это прежде всего самоубийства, несчастные случаи, дорожно-транспортные проишествия, умышленные убийства, неосторожное обращение с оружием и нарушение правил техники безопасности. Причем в последнюю цифру включаются и случаи по всей армии, в том числе в тыловых частях и на полигонах.
При этом как мы уже упоминали последние по времени цифры от Генерального штаба свидетельствуют о том, что за три года войны «боевые потери составили 10710 военнослужащих Вооруженных Сил Украины, из них безвозвратные 2333, санитарные - 8377». При этом по непонятной причине не приведены цифры небоевых потерь, которые присутствуют в статистике от Министерства Обороны Украины.
При этом есть и альтернативные цифры погибших в ходе войны на Донбассе из независимых (по большей части открытых) источников. Однако они подсчитывают потери не только ВСУ, но и других силовых структур (ГПСУ, НГУ, МВД) и добровольцев.
Наиболее авторитетным на сегодня является сайт «Книга Памяти погибших за Украину» , коллектив создателей которого активно сотрудничает с Национальным военно-историческим музеем. Итак, согласно их данным по состоянию на 2 августа 2017 года боевые потери наших силовиков составили 3645 человек. Для того, чтобы получить общие цифры по всей видимости стоит добавить как минимум еще столько же небоевых потерь.
А есть еще и подсчеты пользователей Википедии на соответствующих страничках, согласно которым общие боевые потери по состоянию на 28 октября составляют 3875 человек.
В целом можно говорить о том, что пик потерь наших военнослужащих приходится на июль -август 2014 года и январь - февраль 2015 года, что связано прежде всего с активной фазой российской агрессии, когда на Донбасс были введены кадровые части армии РФ. Было в истории войны и несколько случаев больших одномоментных потерь - так, 49 человек погибло в сбитом боевиками под Луганском 14 июня 2014 года военно-транспортном самолете Ил-76, 37 человек погибло при обстреле российской артиллерией базового лагеря под Зеленопольем в ночь на 11 июля 2014 года, больше трехсот человек погибли за три дня расстрела выходящих колонн из Иловайска в конце августа 2014 года.
Что касается мест захоронения (что в большинстве случаев означает и происхождение погибших из данной области), то только в Днепропетровской области похоронено 461 бойцов, погибших на Донбассе, следом идет Львовская область - 219.
Что касается раскладки по подразделениям, то вполне естественно, что основные потери понесли механизированные бригады, которые фактически «не вылезают» с войны все три года. Итак, больше всего потерь в личном составе понесла 93-я отдельная мехбригада, которая потеряла 227 человек, следом идет 128-я отдельная горно-пехотная и 30-я отдельная механизированная (соответственно 173 и 171 погибший). Среди частей Высокомобильных Десантных войск естественно, что наибольшие потери у 25-й днепропетровской (139) и 80-й львовской бригад (102), которые активно участвовали в начальной фазе войны.
Михаил Жирохов