
"Он вел войну не ради личной выгоды или власти, не ради мести, но ради самой воинской доблести; поэтому он был сразу признан возлюбленным войны и мастером войны."
Кассий Дион.
"Вириат, из разбойника ставший вождем кельтиберов, притворился, будто отступает перед римскими всадниками, и завел их в местность с очень глубокими рытвинами. Сам он выбрался по твердым, известным ему тропам; римляне, не зная местности, увязли в болоте и были перебиты."
Фронтин, Стратагемы.
В 150 году до н.э. римский претор Гальба и консул Лукулл, объединив силы, устроили настоящий геноцид в Испании. Только в городе Каука воины Лукулла истребили немногим меньше 20 тысяч человек, Войско Лукулла двигалось с востока, войско Гальбы продвигалось южнее, и к зиме они вторглись в Лузитанию. Памятуя о бойне в Кауке, и опасаясь длительной осады и разрушений, лидеры лузитанов предложиле Гальбе переговоры. Во время переговоров воины Гальбы напали на разоруженных лузитанов, убив около 3000 человек. Прорваться и уйти удалось немногим, в том числе - молодому воину из пастухов Вириату.
На усмирение восставших был послан претор Гай Ветилий с двумя легионами. Ветилий загнал лузитанов в горы, где, казалось, они были обречены. Положение спас Вириат, который сдерживал десятикратно превосходящие силы римлян с тысячей воинов, в то время, как основные силы лузитанов разделилившись на небольшие отряды, разными тропами вышли из окружения. Возглавив после этого войско Лузитании, Вириат сменил привычный формат "классической войны" - Bellum, на то, что римляне назвали Latrocinium - "разбой", с использованием небольших мобильных групп и партизанских тактик. Первым делом, он заманил римлян в узкое ущелье в горах, и, неожиданно атаковав из засады, уничтожив почти всех, включая самого Ветилия.
В следующем году новый претор Гай Плавтий привёл 10 000 пехотинцев и 1300 всадников. Вириат ложным бегством выманил его авангард и почти полностью уничтожил его, напав из засады и убив около 4000 человек. После этого он отошел за реку Тахо, выманив уже основные силы Плавтия и нанеся им сокрушительное поражение.
После этого против Вириата выступил претор Клавдий Униман с ещё большим войском. Лузитаны наголову разбили его, захватив все шатндарты и значки легионов. После этого Вириат с переменным успехом воевал с Гаем Лелием, а позже разгромил войско Гая Нигидия.
Столкнувшись с осторожным и хитрым Фабием, который сам применял против лузитанов "необычные" тактики, Вириат заключил союз с другими племенами, и развязал ещё более масштабную войну. В 143 г. до н.э. Вириат вновь применяет свою тактику ложного отступления, разгромив при этом войска претора Квинкция и изгоняет римский гарнизон из города Тукка.
В 141 г. До н.э. против Вириата послан проконсул Фабий Сервилиан. И вновь "почти победа" римлян оборачивается разгромом – обращённые, казалось, в бегство лузитаны внезапно контратакуют растянувшиеся порядки римлян, убивают несколько тысяч человек и загоняют их в римский лагерь, который едва не берут штурмом. После этого легкая конница Вириата продолжает атаковать римлян, в результате чего те поспешно отходят.
В 140 году Сервилиан осаждает город Эрисана и готовится взять его. Вириат ночью проникает в город, а утром нападает на осаждающих и обращает их в бегство, загнав в труднопроходимую местность. Окружённые римляне вынуждены были пойти на переговоры, в результате которых Рим признал независимость Лузитании.
В 139 году Вириат был убит в результате сговора нескольких предателей из числа его сподвижников с римским проконсулом Квинтом Сервилием Цепионом.
Как писал Виктор Аврелий:
“Вириат, по происхождению лузитанец, сначала - наемник в силу своей бедности, потом по причине своей подвижности - охотник, разбойник - по дерзости, под конец - вождь, предпринял войну против римлян и нанес поражение их полководцам. Он предпочел просить мира у римлян в положении независимого, а не побежденного. Он выдал все, кроме оружия, которое удержал при себе, и возобновил войну. Цепион, не будучи в состоянии победить его другим способом, подкупил за деньги его сателлитов, которые и убили Вириата. Эта победа, однако, купленная за деньги, не была одобрена сенатом”.