
Они пели "Отче наш" в переводе на свой язык и совершали крестные знамения, не совсем понимая, что именно это означает.
Так индейцы прощались с Хуаном Беляефф - русским генералом, бежавшим из своей страны после революции 1917 года в Парагвай.
О Латинской Америке Иван грезил с юности, зачитываясь романами Фенимора Купера.
По прихоти судьбы, последние годы жизни он провел в Парагвае и пожелал, чтобы его похоронили не на кладбище, а на земле индейцев мака, коренных жителей региона Чако на северо-западе страны.
Еще при жизни генерала они признали его вождем своего племени, а сегодня земля, на которой живет племя, называется "колонией генерала Беляева".
"В мире нет такого человека, как он. Никто не любил мака так, как он любил нас", - рассказывает Андрес Чемеи, нынешний вождь племени.
Предки сказали нам, что Беляев - посредник Бога.
Мы молились, чтобы он передал Богу наши просьбы".
Беляев скончался 19 января 1957 года, Чемеи тогда было 14 лет.
"В тот день наши люди осиротели, было много слез и печали. Он был нашим защитником, нашим братом и другом", - рассказывает Чемеи.
Ему предстояло разведать Чако - регион, который простирается до Боливии, Аргентины и Бразилии. В Парагвае его называли "зеленым адом".
Чако - негостеприимное место. Там очень сухо и жарко почти весь год, а летом, в сезон дождей, начинаются наводнения.
Но русские белые офицеры, ставшие подданными Парагвая, с 1924 по 1931 год совершили 13 экспедиций в Чако. Подробные отчеты и выводы генерала Беляева о состоянии региона и возможностях его освоения сохранились до сегодняшнего дня.
Многие европейские исследователи, рискнувшие исследовать район до Беляева, так и не вернулись".
"Поэтому для парагвайцев Чако стал мистическим местом. Почти никто не хотел туда ехать", - продолжает историк Исаенко.
Цель миссий заключалась в том, чтобы найти подходящее место для строительства военных укреплений на границе с Боливией.
После того, как в 1811 году Парагвай стал независимым от испанской короны, граница была постоянным предметом территориальных споров двух государств.
В ходе войны между Парагваем и Боливией 1932-1935 годов информация, собранная Беляевым, сыграла очень важную роль.
Однако отчасти из-за нее конфликт и разразился.
В марте 1931 года с помощью индейцев чамакоко генерал нашел пресноводную лагуну Питтиентута. В Чако вода – на вес золота: температура зимой может достигать 35°С.
"Солдаты умирали от жажды, они получали меньше литра воды в день. Армия перестала использовать лошадей, потому что они потребляли слишком много воды", - объясняет полковник Роберто Олмедо, директор Военного музея Министерства обороны Парагвая.
Разведанный Беляевым водоем фактически изменил ход истории. Парагвайское правительство приказало построить форт именно там.
В ходе войны вклад Беляева оказался решающим для Парагвая".
"Спустя некоторое время лагуну обнаружили боливийские войска. В июне 1932 года с криками "Вива Боливия! " они начали штурм парагвайского бастиона. Так началось военное противостояние", - продолжает Ольмедо.
"Беляев был членом Генерального штаба и советником президента. Проведенная Беляевым геопространственная разведка очень помогла командованию".
Но это еще не все.
"Беляев помог еще и тем, что привлекал русских военных в парагвайскую армию", - говорит Ольмедо.
"Многие из них участвовали в Первой мировой войне. Их опыт, техническая и инженерная подготовка, навыки командования войсками оказались очень полезны".