Політика 17 Червня 2018 4:54Mikel

Удивительная судьба орудия Ф-22 .

14 июня Ф-22 приняла участие в показе образцов артиллерийского вооружения высшему руководству страны во главе с И. В. Сталиным. Пушка произвела хорошее впечатление и была отправлена на полигонные испытания, которые были закончены 16 декабря 1935 года. В начале июля 1935 завод № 92 получил срочный правительственный заказ на изготовление опытно-валовой партии Ф-22 из 10 орудий в течение 4 месяцев. В марте 1936 четыре пушки поступили на войсковые испытания, законченные 22 апреля 1936. Несмотря на то, что испытаниями был выявлен ряд недостатков орудия, 11 мая того же года Ф-22 была принята на вооружение под названием «76-мм дивизионная пушка образца 1936 года».

У серийных пушек был исключён дульный тормоз (по мнению заказчика, он сильно демаскировал пушку поднимаемыми клубами пыли), а также принята камора под гильзу образца 1900 года. В то время Главное артиллерийское управление (ГАУ) не было готово перейти на другую гильзу (или другой калибр) дивизионных пушек, поскольку на складах оставались очень большие запасы 76-мм выстрелов с гильзой обр. 1900 г.

Эти боеприпасы были выпущены в период Первой мировой войны в Российской империи или были импортированы из зарубежных стран, главным образом Франции. Переход на новый боеприпас в то время, несмотря на все предоставляемые им преимущества, считался неприемлемым по экономическим соображениям.

 

Ф-22 была запущена в валовое производство на двух заводах — № 92 и Кировском, по некоторым сведениям, и на Уральском заводе тяжёлого машиностроения (УЗТМ). Освоение пушки в производстве шло тяжело, по причине её сложной конструкции по сравнению с предыдущими орудиями аналогичного класса, так и потому, что пушка имела массу дефектов и постоянно совершенствовалась. В 1936 году было сдано 10 пушек, в 1937 — 417, в 1938 — 1002, в 1939 — 1503. Производство орудия было прекращено в связи с принятием на вооружение нового орудия — 76-мм дивизионной пушки образца 1939 года (УСВ)
Впервые Ф-22 пошли в бой во время конфликтов у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Пушка участвовала и в советско-финской войне 1939—1940 годов. Некоторое количество Ф-22 было захвачено финской армией, одна из этих пушек в финском артиллерийском музее г. Хямеэнлинна. На 1 июня 1941 года в частях имелось 2844 таких пушек. В течение 1941—1942 годов эти пушки понесли большие потери, но в небольших количествах встречались до конца войны. В частности, в Курской битве участвовало 2 артполка, вооружённых этими орудиями (40 шт.). В основном орудие использовалось как дивизионная пушка, реже — как противотанковая (естественно, имея более высокую начальную скорость, Ф-22 имела большую бронепробиваемость, чем ЗИС-3) и никогда — как зенитная.

Ф-22 была создана согласно неудачной концепции универсальной пушки. Попытка превратить дивизионное орудие в зенитное, была заведомо обречена с самого начала. Причинами такого положения дел послужили сразу несколько факторов:

  • Зенитное орудие требует гораздо более мощной баллистики по сравнению с полевым и обязано иметь круговой обстрел, что неизбежно приводит к значительному увеличению размеров и стоимости артсистемы.
  • Главным противником войск являются не высотные, а пикирующие бомбардировщики и штурмовики, для борьбы с которыми наиболее эффективны малокалиберные зенитные автоматические орудия.
  • Для защиты тыловых объектов лучшую эффективность демонстрируют специализированные зенитные орудия крупного калибра.

Таким образом, универсальная дивизионная пушка не имела своей ниши — она оказалась невостребованной ни на фронте, ни в тылу.
Как зенитное орудие Ф-22 была абсолютно ущербна. Она не имела кругового обстрела, что для зенитки неприемлемо, а начальная скорость порядка 700 м/с уступала даже архаичной 76-мм зенитной пушке обр. 1915/28 гг. (730 м/с), не говоря уже о более современной зенитке обр. 1931 г. (813 м/с). Военное руководство объективно оценивало зенитные возможности Ф-22. В её боекомплект не включались соответствующие снаряды; штатный прицел не был приспособлен для зенитной стрельбы (как гласило наставление, в этом случае требовалась «поставка прицела с зенитной частью», но где взять ту часть, в наставлении ничего не говорилось). О случаях боевого использования Ф-22 в качестве зенитной пушки информации нет.

Ф-22 на службе вермахта. Отражениетанковой атаки.

Конструкцию Ф-22 как дивизионной пушки также трудно назвать удачной. Орудие имело очень большие габариты (особенно по длине) и вес (на тонну больше, чем ЗИС-3). Это весьма ограничивало её подвижность, в частности, возможность её перемещения силами расчёта. По дальности стрельбы и бронепробиваемости Ф-22 не имела крупных преимуществ перед более старой дивизионной пушкой обр. 1902/30 гг. Использование Ф-22 как противотанкового орудия было затруднено тем, что прицел и механизм вертикального наведения находились по разные стороны ствола, соответственно, наведение орудия не могло осуществляться только наводчиком. Пушка имела массу недоработок, была малотехнологична и капризна в эксплуатации.

Отчёт с войсковых испытаний свидетельствует: «Ф-22 на походе плоха, так как длина системы затрудняет поворотливость. Подвижность вне дорог крайне ограничена, так как её клиренс 350 мм, а подъёмный механизм выдаётся в сторону движения и слабо прикрыт (удар и др.). При стрельбе сильная вибрация и колебания тела орудия, что ведёт к уменьшению кучности. Слабое сцепление люльки с боевой осью. При 50—60 выстрелах непрерывного огня жидкость в компрессоре перегревается, что может привести к разрыву люльки. Надо прекращать стрельбу и отливать 150 г жидкости. Пушка универсальная, но ни одному назначению не удовлетворяет».
В итоге пушка уже в ходе серийного производства была отправлена на повторные войсковые испытания, а через 3 года серийного производства была с него снята и заменена новым орудием, тактико-технические требования на которые были выданы уже в марте 1937 года — вскоре после запуска Ф-22 в производство.
Ф-22 могла использовать все боеприпасы российской дивизионной и полковой артиллерии начиная с 1900 года. Кумулятивными снарядами комплектовались главным образом выстрелы полковой артиллерии (до конца 1944 года их применение в дивизионных орудиях было запрещено по причине несовершенства взрывателя и риска разрыва снаряда в стволе). Пробиваемость кумулятивного снаряда — около 70 мм . Данных о бронепробиваемости подкалиберным снарядом обнаружить не удалось. До 1942 по причине дефицита бронебойных снарядов рекомендовалось при стрельбе по танкам использовать шрапнель, поставленную «на удар». Бронепробиваемость при этом составляла около 30 мм.
Большинство проблем Ф-22 были следствием порочной концепции универсального орудия. Сама же конструкция пушки оказалась настолько продуманной, что через 6 лет после принятия на вооружение и через 3 года после окончания серийного производства это орудие, освобождённое немецкими инженерами от навязанных военным руководством конструктору ограничений, стало одной из лучших противотанковых пушек мира.

В 1941—1942 годах немцы захватили большое количество этих пушек. Первоначально их использовали в качестве полевых орудий, присвоив индекс F.K.296(r). В конце 1941 года немецкие инженеры, изучив орудие, выяснили, что оно имеет большие запасы прочности. Было принято решение переделать трофейные Ф-22 в противотанковые пушки 7,62 cm Pak 36(r). Модернизация включала в себя расточку каморы под гильзу большего размера, установку дульного тормоза, перенос механизма наведения на одну сторону с прицелом, уменьшение угла возвышения, исключение механизма переменного отката. Для орудия был спроектирован новый боекомплект. В таком виде начавшая поступать в немецкие войска весной 1942 года Ф-22 стала лучшей противотанковой пушкой вермахта на то время.

 

Pak 36(r) являлась глубокой модернизацией советской 76-мм дивизионной пушки образца 1936 года (Ф-22). Орудие имело раздвижные станины, подрессоренный колёсный ход, металлические колёса с резиновыми шинами. Оно оснащалось полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и мощным дульным тормозом. Передком Pak 36(r) не комплектовалось и перемещалось исключительно на механической тяге.

В 1941 году немецкая армия столкнулась с недостаточной эффективностью имеющихся противотанковых средств против танков Т-34 и КВ. Естественным выходом было принятие на вооружение новой, более мощной противотанковой пушки — Pak 40. Однако, производство этого орудия ещё надо было наладить, а армия настоятельно требовала новых орудий немедленно. Немецким инженерам удалось найти нетрадиционное, но эффективное решение.

В 1941—1942 годах немцы захватили значительное количество (до 1300) советских 76-мм дивизионных пушкек обр. 1936 г. (Ф-22). Данное орудие было спроектировано как полууниверсальное, имело достаточно мощную баллистику и большой запас прочности (конструкция орудия была спроектирована в расчете на использование существенно более мощного выстрела). Однако использование орудия в оригинальном варианте как противотанкового было по ряду причин затруднено. В конце 1941 года немецкими инженерами был разработан проект модернизации этого орудия с целью превращения его в высокоэффективную противотанковую пушку. Модернизация включала в себя следующие мероприятия:
1.Перенос рукояток приводов наведения орудия на одну сторону с прицелом.
2.Уменьшение угла возвышения (с 75° до 18°).
3.Модернизация противооткатных устройств, в частности, отключение механизма переменного отката.
4.Установка нового щитового прикрытия уменьшенной высоты
5.Создание нового боекомплекта
6.Расточка каморы для стрельбы более мощным зарядом. Советская гильза имела длину 385,3 мм и диаметр фланца 90 мм, новая немецкая гильза имела длину 715 мм с диаметром фланца 100 мм. Объём метательного заряда вырос в 2,4 раза
Бронепробиваемость  Pak 36(r)  - первое значение для угла 60гр, второе 90гр.

500м  98мм  120мм  ;  1000м  98мм  108мм ;  1400м  78мм  97мм  ; 1800м 71мм 87мм
7.Установка дульного тормоза для уменьшения существенно возросшей силы отдачи.
Переделка орудий была очень выгодна экономически, её стоимость составляла лишь несколько процентов от стоимости нового орудия.  Было развернуто массовое производство боеприпасов под данное орудие.
Первые орудия поступили на фронт в апреле 1942 года. В том году немцы переделали 358 орудий, в 1943 — 169 и в 1944 — 33. Кроме этого, еще 894 орудия было переделано для установки на САУ. Стоит отметить, что статистика производства буксируемых орудий скорее всего включает в себя Pak 39(r), которых было произведено до 300 шт. Сдача буксируемых орудий велась до весны 1943, пушек для САУ — до января 1944, после чего производство было закончено по причине исчерпания запаса трофейных орудий.
Pak 36(r) активно применялась в течение всей войны как противотанковая и полевая пушка. Об интенсивности их использования говорят цифры израсходованных бронебойных боеприпасов — в 1942 году 49000 шт. бронебойных и 8170 шт. подкалиберных снарядов, в 1943 году — 151390 шт. бронебойных снарядов. Для сравнения Pak 40 израсходовала в 1942 году 42430 шт. бронебойных и 13380 шт. кумулятивных снарядов, в 1943 году — 401100 шт. бронебойных и 374000 шт. кумулятивных снарядов).

Орудия применялись на Восточном фронте и в Северной Африке. К марту 1945 года вермахт всё ещё располагал 165 пушками Pak 36(r) и Pak 39(r)

Pak 36(r) существовала как минимум в 2 модификациях — буксируемый вариант и вариант, предназначенный для установки на САУ.
Pak 36(r) можно считать одной из лучших противотанковых пушек Второй Мировой войны. Её мощность позволяла уверенно поражать все типы средних и тяжелых танков того времени на реальных дистанциях боя. Советские солдаты называли это орудие «коброй» или «гадюкой».

Лишь появившиеся в конце войны танки ИС-2 в ряде случаев (особенно в лоб) не поражались данным орудием.

Pak 36(r) уступала Pak 40, поскольку имела несколько меньшую бронепробиваемость и большие габариты и массу. Однако создание Pak 36(r) было безусловно оправданным, поскольку стоимость переделки была на порядок дешевле стоимости нового орудия.
Из советских орудий дивизионного звена выше, чем у Pak 36(r), бронепробиваемость была лишь у 100-мм пушки БС-3.

 

Схожі статті