
«Варта» раздора. Кто и зачем клонирует украинское оружие
С началом войны на Донбассе и вливанием в военно-промышленный комплекс достаточно больших по меркам страны финансов резко проявились сразу несколько тенденций. С одной стороны, «традиционные» конструкторские бюро резко «вспомнили» о своих наработках предыдущих лет и стали доводить их до приемлемого состояния для принятия на вооружение. Не открою большой секрет если скажу, что большинство «новинок» имеют «советские» корни или разрабатывались под конкретные экспортные заказы и на зарубежные деньги.
И появилась целая когорта фирм, которые пытались пробиться на государственный заказ, не имея производственных мощностей, но имея огромное желание и кое-какие связи в политических кругах. Причем военными заказами решили заняться не только мелкие частные конторы, но и достаточно серьезные фирмы.
Очень показательный пример этого – попытки КрАЗа закрыть потребности армии в бронированных машинах класса 4х4. Осенью 2014 г. менеджерам крупнейшего автомобильного завода в Украине удалось что называется «пропихнуть» на вооружение без государственных испытаний целую линейку броневиков на базе гражданских шасси от канадско-эмиратской компании Streit Group: «Спартан» (на базе Ford F550), «Кугуар» (Toyota Land Cruiser 79) и «Кобра» (Toyota Land Cruiser 200).
Так как у военных особого выбора не было, то машины были куплены небольшими партиями (максимум это было 50 «Спартанов») для армии, Национальной Гвардии и Погранслужбы. Машины даже приняли ограниченное участие в боевых действиях начала 2015 г. – под Донецким аэропортом и Широкино, однако очень быстро были сняты с вооружения. Причина вполне очевидна – гражданская база, которая не выдерживали нагрузки и отсутствие технического обслуживания (ведь на готовые машины КрАЗ просто привинчивал шильдики).
Гораздо более масштабно на рынке военных технологий выступила такая себе фирма «Украинская бронетехника». Ее первым «пробным шаром» стало продвижение бронеавтомобиля класса 4х4 «Варта». Впервые образец был представлен в конце 2015 г. как чисто полицейская машина - и в таком качестве поначалу покупалась МВД.
Еще тогда возникли огромные вопросы к производителю – ведь первоначально машина имела белорусское шасси МАЗ от лесовоза и российский двигатель от Ярославского завода. Хотя впоследствии был установлен китайский двигатель Weichai мощностью 380 л.с. (с некоторых пор стандартный для ВСУ), однако военные обозреватели и журналисты так никогда и не увидели собственно самого производства броневиков. И это при том, что остальные производители с большой охотой устраивают пресс-туры.
Достаточно быстро военные приняли «Варту» на вооружение «до конца особого периода», а фирма продолжила модернизировать свою конструкцию. В итоге на последней оружейной выставке "Оружие и безопасность-2018" была представлена уже восьмая (!) модификация. Машина стала закупаться не только МВД и НГУ и армией (в частности, достаточно много пошло в части морской пехоты).
Однако стоит отметить, что сразу же стали раздаваться голоса, что все-таки «Варта» не в полной мере отвечает требованиям к армейскому бронеавтомобилю. Прежде всего, в глаза бросаются огромные размеры машины и это значит, что применять ее можно только в прифронтовой зоне, где редко стреляют из танков, РПГ и прочих станковых гранатометов. При этом машина бронирована и разнообразные осколки, а на последних вариантах с усиленным днищем еще и подрыв заряда до 8 кг в тротиловом эквиваленте машине не страшны. Однако именно из-за высоты корпуса использование «Варты» в качестве носителя вооружения представляется весьма сомнительным решением.
В качестве плюса военные отмечают огромную вместимость машины (наследие полицейской машины) и современные противоминные сидения для экипажа и десанта с эффектом амортизации. Немаловажным фактором также является хорошая проходимость «Варты» (по сравнению даже со специализированным «Дозором»).
Появление машин буквально из ниоткуда долгое время было достаточно непонятным. Пока в 2019 г. российские ресурсы не стали публиковать фото бронеавтомобилей из Сирии с эмблемой местного бронетанкового завода SAV. По их данным машины принадлежали министерству внутренних дел и активно использовались для поддержания комендантского часа в Алеппо, Дамаске и т.д.

Бронеавтомобиль МВД Сирии, 2020 г.
Как оказалось, при ближайшем рассмотрении несмотря на множество мелких различий это та же «Варта», которая состоит на вооружении в Украине. Стало вполне очевидно, что производство данных машин находится в Беларуси, а уже оттуда они попадают как в Украину, так и в Сирию, получив местную «локализацию».
В этой связи возникают огромные вопросы и по другим проектам, которые напрямую или косвенно связаны с деятельностью «Украинской бронетехники». А стоит напомнить, что за 2015-2019 гг. фирма прямо или косвенно приняла участие в разработке и принятии на вооружении кроме «Варты» еще как минимум 152-мм артиллерийских снарядов для орудия «Гиацинт», мобильной минометной системы на базе «Барс-8ММК» и легкого броневика «Варта-Новатор». Причем последний даже не пройдя государственные испытания тоже удивительно легко принят на вооружение ВСУ и даже закупается армией.
Все эти образцы имели те или иные недостатки – так, снаряды оказались негодными, а с мобильными минометными системами оказались проблемы со стволами (хотя за как минимум шесть машин государство таки заплатило, но на фронте их просто нет).
Причем это далеко не полный список. Так, буквально на днях пресс-служба Генерального штаба ВСУ отчиталась о проведении одного из этапов испытаний 120-мм миномета МП-120. И хотя производитель не назывался, однако в каталоге «Украинской бронетехники» есть такой себе 60-мм миномет МП-60. Поэтому с большой долей вероятности можно говорить о происхождении и этого миномета.
Поэтому и возникает целый ряд вопросов прежде всего к военным разного уровня ответственности. Понятно, что сейчас идет война и оружие нашей армии нужно как воздух, но это не может являться поводом для необдуманных шагов. Во-первых, стоит ли принимать на вооружение образцы, техническое обслуживание которых производитель обеспечить не может? Может при принятии на вооружение и вообще допуске к испытаниям стоит поинтересоваться происхождением и производственной базой той или иной фирмы? Все-таки на кону не только государственные деньги (и немалые), но и жизнь и здоровье наших защитников. Тем более, что перед глазами печальный пример – 120-мм миномет «Молота» от «Маяка», который унес немало жизней наших военных как в боевых, так и небоевых условиях.
Михаил Жирохов, военный обозреватель, onpress.info