Політика 18 Січня 2018 6:19Марина Сейлор

Вот вся грязная правда о мерзких советских ГОСТах! Все еще верите в них?

Несмотря на то, что Советский Союз безвозвратно почил четверть века тому назад, по сей день находятся отдельные романтики, слагающие сказки о социалистическом изобилии. Особенно почему-то модно вспоминать советскую колбасу и треклятые советские ГОСТы.

Знайте: ностальгирующие романтики ГОСТов не читали. В лучшем случае о них им рассказал тот, кто прочитал первые страницы и облегчённо вздохнул: ну слава Богу, в колбасу «Столовую» клали 99% мяса! А вот в ту самую «Чайную» колбасу, которую никто не ел, по ГОСТу клали 70% говядины второго сорта, 20% полужирной свинины и 10% бокового шпика. Тем не менее колбаса эта отчётливо отдавала картоном.

Почему? Да потому что ГОСТы содержали обширные примечания, в которых скрупулёзно описывалось, что и чем на производстве можно заменить: мясную массу на смесь из выварки костей, крахмала и пищевой плазмы, эмульгированные растительные жиры в маргарине и масле «Бутербродном» — на минеральное масло (вспомните, как сливочное масло на сковороде взрывалось, оставляя после себя чёрное пятно и характерный запах!).

И можете не сомневаться: все «допустимые» отклонения, на самом деле, были строго соблюдаемой нормой. Попробовал бы кто-нибудь из работников своевольно положить мяса больше, чем допустимый минимум! Оно уже давным-давно распределено среди «своих», это мясо! ГОСТы постоянно редактировали, причём для некоторых продуктов — ежесезонно, в зависимости от норм забоя, уровня удоев, урожая, импорта…

Вот, к примеру, знаменитый сосисочно-колбасный ГОСТ 23670-79 от 1979 года в редакции 1980-го. В нём говорится: «Допускается взамен говядины, свинины, баранины совместное использование стабилизатора белкового, массы мясной говяжьей, или свиной, или бараньей, пищевой плазмы (сыворотки) крови, крахмала или муки пшеничной».

Разумеется, как и все прочие достижения социалистического «труда», ГОСТы и нормы закладки существовали исключительно для внутренней пропаганды (дескать, радуйтесь, дорогие товарищи, хоть колбаса у нас настоящая) и пускания пыли в глаза иностранцам (вот, наши люди только натуральное мясо едят, свежим молоком запивают, хлебом с маслом закусывают). Для реального же пользования были примечания к ГОСТам, которые прямо в документе и печатались. А куда же девалась та самая «свинина полужирная», которая не попадала в колбасу? Заметим: официально не попадала, по ГОСТУ!

А девалась она по спецраспределителям для номенклатуры. На некоторых комбинатах даже цех специальный имелся, где всё делали по основным требованиям ГОСТа, без всяких редакций. Вот только товар этот был только для чинуш, блатных и — главное! — проверяющих. Разные службы типа СЭС и ОБХСС выходили после проверок с огромными сумарями, набитыми мясом, маслом и гостовскими колбасами. По легенде, в одном уральском городе чиновник повёз взятку на дореволюционных санях, и его этими санями придавило. Гостовской колбасой полноги оттяпало! И это была норма. А кроме нормы были ещё такие подзабытые явления, как дефицит и воровство.

Так что даже при удачном стечении обстоятельств (например, вы урвали «выброшенную» в 11 утра колбасу, и колбаса эта была сделана по ГОСТу) вместо 99% мяса вы могли законно получить смесь из костной муки, столярного клея, плазмы, крахмала и варёных мочевых пузырей. А если учесть уровень воровства, разгильдяйства и антисанитарии, то колбаса ваша представляла собой нечто вроде куска картона, который целый день пролежал в миске с кровью. На жаре.

Кстати, в советских магазинах холодильники считались, видимо, буржуазным излишеством. Большинство витрин не охлаждались, и по колбасе гордо разгуливали изумрудного цвета мухи. Впрочем, её всё равно разметали вмиг. Да и откуда бы взяться качеству в Советском Союзе? Вы на советских машинах ездили когда-нибудь? Советскую обувь носили? То-то же…

По ГОСТу в сосисках было от 5% мяса (остальное допускалось заменять), а колбасы сдабривали селитрой для сохранения цвета. Пальмовое масло, кстати, и тогда ввозили. Консерванты, стабилизаторы, красители были допотопные и вполне официальные — а вот состав продукта никогда не указывался, как зачастую и срок хранения.

На производстве картофельных чипсов (они представляли собой длинные пластинки) масло для жарки заменяли раз в 8 месяцев. Тоже по ГОСТу! Сливочное мороженое встречалось разве что в мегаполисах — остальные довольствовались молочным с растительным жиром. В лучшем случае оно бывало двух сортов: в стаканчике и на палочке. Шоколадного или розово-ягодного окраса и вкуса. За пирожным «Картошка» и тортом «Полено» давились, а лепили их из оставшихся на конвейере бисквитных крошек, перемешанных с маргарином и сгущёнкой. И вся эта дрянь была жутко дорогой по тем меркам.

Зарплата преподавателя техникума составляла 120 рублей. Килограмм сливочного масла высшего сорта стоил 3 рубля 40 копеек, колбаса высшего сорта — те же 3.40, конфеты в псевдо-шоколадной глазури («Пилот», «Ласточка», «Кара-Кум») — снова 3.40! Более или менее настоящие шоколадные конфеты стоили до 15 рублей за килограмм и появлялись пару раз в год. В стране было три ценовых пояса и специальные коэффициенты для каждого вида продукции: грубо говоря, чем дальше от Москвы — тем цены были выше, а продуктов меньше. «Зато бедных не было, и никто не голодал!» — воскликнут мифотворцы. Ну да, конечно.

Как показали исследования, проведённые в 1965 году Центральным научно-исследовательским экономическим институтом Государственной плановой комиссии РСФСР, уровень доходов рабочих и служащих оставлял желать много лучшего. Крайне низкие доходы — до 30 рублей на члена семьи в месяц — имело 17,07% населения. А от 30 до 40 рублей — 22,15%. При этом, как докладывали учёные, прожиточный минимум составлял 40 рублей в месяц на члена семьи. Так что почти 40% населения страны имело доходы ниже прожиточного минимума. Уровнем достатка считались 65 рублей в месяц. Но до него не дотягивало в общей сложности 73,51% граждан. Вот дословная цитата из этого доклада (это 1965 год, не перестроечная эпоха!): «Дифференциация семей рабочих и служащих по уровню доходов вызывает и резкую дифференциацию в потреблении. Так, по данным бюджетных обследований ЦСУ РСФСР, потребление мяса и мясопродуктов в семьях рабочих с наиболее низкими доходами (до 25 рублей на члена семьи в месяц) в 4,5 раза, рыбы и рыбопродуктов — 5,4 раза, молока и сахара в 2,0 раза, яиц — в 4 раза ниже, чем в семьях с высокими доходами (свыше 100 рублей на члена семьи).

В РСФСР (и в СССР в целом) дифференциация потребления даже выше, чем в США. Так, в США семьи с наиболее высокими доходами потребляют мяса и мясопродуктов на 24%, молока на 57% больше, чем низкооплачиваемые. По расчётам НИИ труда, семьи, доходы которых ниже прожиточного минимума, удовлетворяют свои потребности в продуктах питания по сравнению с нормами достатка лишь наполовину, потребности в промышленных товарах и культурно-бытовом обслуживании — на одну треть.

Семьи рабочих с доходом ниже 25 рублей, по данным бюджетных обследований, покупают тканей почти в 3 раза меньше, чем семьи с доходом свыше 100 рублей, обуви — вдвое меньше. Шёлковых и шерстяных тканей семьи с низкими доходами приобретают так мало, что разрыв достигает 10–16 раз».

Джерело: http://reukraine.in.ua/%D0%B2%D0%BE%D1%82-%D0%B2%D1%81%D1%8F-%D0%B3%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0-%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B7%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82/

Схожі статті